В вопросе, за что несет ответственность управляющая компания и жильцы дома, в Чите разбирался мировой суд. Бизнес-защитнику Забайкалья удалось доказать невиновность предпринимателя и освободить его от необоснованного штрафа в 300000 рублей.
К Виктории Бессоновой обратился генеральный директор управляющей компании в Чите с просьбой выступить в защиту его прав в суде. Причина судебных разбирательств – внеплановая проверка Госинспекции Забайкальского края по жалобе жильца, у которого отключено электричество. За это управляющей компании грозил штраф в 300 000 рублей и было выдано предписание об устранении нарушений. «Учитывая огромный размер санкций, данное незаконное и абсолютно несправедливое наказание может привести к банкротству компании», – считает предприниматель.
Однако, как выяснила Уполномоченный, на самом деле вины управляющей компании в этом случае нет. Дело в том, что по нормам гражданского и жилищного кодекса собственник несет бремя содержания своего помещения и системы электроснабжения, обслуживающей только его помещение. А управляющая компания несет ответственность за общее имущество многоквартирного дома.
Было установлено, что участок сети, за исправность которого отвечает управляющая компания, находился в рабочем состоянии под напряжением, а электричества в квартире не было, потому что неизвестные обрезали кабель между квартирой и счетчиком – на границе ответственности жильца.
При этом офис управляющей компании и аварийно-диспетчерская служба находятся на 1 этаже в этом же доме, жилец к ним не обращался, а отправил почтой заказное письмо, которое не дошло до получателя. То есть, о том, что в одной из квартир нет электричества, управляющая компания узнала уже во время проверки.
«При таких обстоятельствах предписание Госинспекции по результатам проверки возлагает на предпринимателя обязанность, не предусмотренную действующим законодательством, чем нарушает его права», – считает бизнес-защитник. С этой позицией бизнес-омбудсмен выступила в суде в защиту интересов предпринимателя.
Мировой суд также посчитал, что инспектор без специальных знаний в области электроснабжения и электротехники, отогнув дверцу щитка, не могла визуально определить, что в квартире нет электричества и чья это вина. В результате проделанной работы, суд согласился с позицией бизнес-омбудсмена Забайкалья, и прекратил производство по делу.
В то же время Виктория Бессонова инициировала прокурорскую проверку и попросила поднять вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности. Также Уполномоченный попросила прокуратуру проверить и другие факты, о которых сообщил предприниматель. Так, в проверке участвовали сотрудники Госинспекции и полиции, которые не были указаны в распоряжении, далее по этому же факту была проведена еще одна проверка, после чего в распоряжение и в акт проверки были внесены изменения.
Прокуратура в своем ответе сообщила о целом ряде выявленных нарушений. Во-первых, подтвердились те факты, о которых говорила бизнес-защитник. Во-вторых, внеплановая проверка изначально была проведена незаконно, потому что в обращении жильца не было сведений о грубых нарушениях лицензионных требований со стороны управляющей компании. Кроме того, проверочные мероприятия и запрашиваемые документы не соответствовали предмету проверки, а дело о правонарушении было рассмотрено без генерального директора компании. По итогам прокуратура внесла Госинспекции представление об устранении нарушений и потребовала привлечь виновных лиц к ответственности.