Известная российская рекламно-консалтинговая компания «МедФармКонсалтинг» (www.nedug.ru) провела исследование состояния рынка частных стоматологических клиник.
Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить влияние кризиса на рынок стоматологических услуг Санкт-Петербурга, а также определить в какой мере стоматологическими клиниками используется интернет для уменьшения рекламно-маркетинговых затрат.
В исследовании приняли участие 150 стоматологических клиник, ответивших на вопросы сотрудников «МедФармКонсалтинг». Также в ходе исследования были тщательно проанализированы Интернет-сайты и предложения по оказанию стоматологических услуг нескольких сотен российских клиник. Среди исследованных клиник и компаний были такие как: Денталика, Дентекс, 32 ДЕНТ, СИТИ-ДЕНТ, Жемчужина, 22 век, ЗУБ.РУ, ТАУРАС, ЮККИ, Стоматологический центр города, Стома, На Смоленской, Интан, Меди, Вита, Доктор Мартин, Мальберт, Радикс, Ибн-сина, Кендас, Медстар 32, Аи стоматология, А-Пломб, Аврора, Дунай, Айсберг, Альфа-клиник, Ас-стом, Белая медведица, Ваш доктор, Дантист, Десостом, Дент Лайт, Дент Студио, Дентал Комфорт, Витаника, Дентас, Здоровье, Ива-дент, Идеал Максимум, Кибела, Колибри, Ланцет, Лина, Мастердент, Медиана Стомалюкс, Медси, Медстар 32, Мезон, Меко, Нанэ, Никольский стоматологический центр, Новый век, Одент, Пандент, Персона, Премьер Дент, Пьер Фошар, Рембрандт, Роял Дент, Солодент, Юлант и др.
Конкуренция в сфере оказания стоматологических услуг.
По данным «МедФармКонсалтинг» в различных справочниках и каталогах на сегодняшний день числится порядка 900 петербургских клиник, центров и кабинетов по оказанию стоматологических услуг. Среди них 520 частных медицинских стоматологических клиники и 77 государственных в составе муниципальных поликлиник. При этом существует порядка 100 стоматологических кабинетов в составе многопрофильных медицинских центров и ведомственных больниц, медицинских институтов, пансионатов и санаториев.
Анализ результатов электронных опросов проведенных компанией МедФармКонсалтинг и порталом Недуг.Ру, показывает, что 68 % населения города пользуется платными стоматологическими услугами. Услугам частных стоматологических центров пользуется 60% опрошенных, а платными услугами государственных учреждений – 45%. Аудитория государственных учреждений и платных клиник в значительной степени пересекается. Однако, учитывая значительно меньшее число государственных учреждений, данные цифры показывают, что нагрузка на государственные стоматологические кресла гораздо выше, чем в частных клиниках. Видимо это основная причина, по которой государственные клиники практически не используют рекламу и маркетинг для привлечения пациентов, в том числе не используют возможности интернета.
Внутри частного сектора стоматологических услуг, наблюдается достаточно резкое обострение конкуренции, но в основном оно происходит в сфере дорогого и среднего ценового сегмента.
Перспективы конкуренции и изменений в структуре сегментов рынка стоматологических услуг.
Доля рынка стоматологических услуг самая большая в российском рынке платных медицинских услуг. По оценкам департамента корпоративных финансов инвестиционного банка «КИТ Финанс» общий объем рынка платных медицинских услуг оценивается в $4 – 5 млрд. в год, при этом из этой суммы, по различным оценкам, на платную стоматологию и связанные с ней отрасли может приходиться от $2,5 до 3 млрд. в год. Сумма настолько большая, что эта сфера платных медицинских услуг рассматривается инвесторами как исключительно инвестиционно - привлекательная.
Это и стало причиной возросшего интереса частных стоматологических центров к расширению бизнеса и созданию сетей.
Первым шагом в этом направлении является наращивание конкурентных преимуществ и расширение своей рыночной доли за счет создания филиалов и построения сетей. По этому пути идут практически все крупные клиники. Сетями стали такие клиники, как: Мастердент, Дента-Вита, AnyDent, Spectra, Хэдвей, Меди и многие другие. В целом в Санкт-Петербурге насчитывается не менее 30-35 клиник имеющих больше 5-6 филиалов и мечтающих стать крупносетевыми.
Таким образом, на сегодняшний день основная конкуренция на рынке стоматологических услуг происходит не между частным и государственным секторами, а внутри частного сектора, между сетевыми и несетевыми клиниками. При этом она практически не затрагивает интересов элитного, узкоспециализированного и нижнего ценового сектора.
По мнению представителей компании «МедФармКонсалтинг», польза от такой конкуренции для клиентов заключается в том, что несетевые клиники вынуждены приспосабливаться и занимать такие ниши, которые недоступны сетевым – в косметической стоматологии, в детской стоматологии, в скорой и ночной стоматологии и т.д.
Стоит отметь, что кризис отрицательно повлиял на многие сетевые клиники. Яркий пример этому - банкротство системы клиник «Мастердент», имевшей, пожалуй, одни из самых серьезных амбиций по расширению своей сети.
Но несмотря на отдельные отрицательнее примеры, сама тенденция по расширению бизнеса через создание филиалов безусловно очевидна. Однако, существуют четкие и ясные ограничения и препятствия для такого развития. Основные среди них- следующие:
1) Стоимость создания одной клиники на 5 кресел с оказанием полного спектра стоматологических услуг и собственным помещением в 200 кв.м. обходится в настоящее время в крупных городах примерно в $1 млн. Учитывая ситуацию на банковском рынке, получить кредиты на подобное развитие крайне сложно. Препятствует кредитованию и тот факт, что основная часть клиник имеет двойную бухгалтерию и серые зарплаты. Это не приветствуется банками и возможными акционерами со стороны. Поэтому, возможно, на рынке до сих пор нет примеров значительных слияний и поглощений, как это было, например, с аптечными сетями.
2) Сам процесс лечения пока не поставлен на «поток» и не стандартизирован в такой степени, чтобы можно было просто «тиражировать» клиники на новых местах. Хотя уже вырисовывается та часть стоматологического процесса, в котором стандартизация станет возможной в самое ближайшее время.
3) Для всех клиник, за очень и очень редким исключением, характерен дефицит кадров. Причем уровень использования иногородних специалистов, наверное, самый высокий по всем отраслям экономики. Крупнейшие города страны забирают всех специалистов-стоматологов. Высокий спрос на специалистов очень характерен для стоматологии;
4) Процесс построения управления сетью клиник и единственным медицинским центром различается самым серьезным образом. Как только вы видите, что клиникой управляет менеджер, а главный врач числится его замом по медицине, можно делать вывод, что клиника встала на сетевой путь развития. Для развития сети характерно то, что самым важным маркетинговым фактором становится качество медицинской услуги. Любая ошибка, неважно в центральной клинике сети или в филиале, тут же бросает тень на весь бренд.
Все отмеченное делает очевидным сложность расширения собственной сети путем простой покупки чужой клиники. Именно эти ограничения мешают на сегодняшний день стоматологическим сетям покупать и поглощать отдельные клиники и центры.
Можно заключить, что в ближайшие несколько лет существенных изменений в структуре сегментов частной стоматологии не предвидится. Большинство участников рынка скептически относятся к возможности появления на рынке новых стоматологических сетей. Также по оценкам большинства специалистов сам рынок стоматологических услуг не будет существенно меняться и сохранит нынешнюю структуру, а основой маркетинговой политики большинства частных клиник будет узкая специализация и сегментация услуг, которые будут служить защитой от конкурентов. Количество элитных клиник либо убавится незначительно, либо останется таким же, как и сейчас, а сетевые клиники достигнут своего оптимального количества филиалов.